Методика оценки компетентности

Первым компонентом профессионального потен­циала личности является компетентность. Анализ дея­тельности специалиста, контент-анализ специальной литературы по управленческой работе помогли нам определить содержание профессионально-психологи­ческой компетентности руководителя. Она включает следующие составляющие:

• правовую и экономическую осведомленность;

• социально-психологическую компетентность;

• педагогическую компетентность;

• аутокомпетентность — осведомленность о соб­ственных личностных качествах, обеспечивающих успешность деятельности.

В компетентность входят не только знания, но так­же и умения их применять при решении профессио­нальных задач. Оценка степени компетентности спе­циалиста может осуществляться по экзаменационным билетам. Экзамен принимает экспертная комиссия в составе не менее 3 чел. Некоторые специалисты на­стороженно относятся к такой форме определения их компетентности, считая ее «школярской», унижающей их профессиональное достоинство. Следует также от­метить, что экзаменационная оценка в значительной степени субъективна, зависит от компетентности экс­пертов и их отношения к процедуре экзамена.

Для оценки компетентности руководителя целесо­образно использовать одну из форм тестов достиже­ний. Эти тесты применяются для отбора персонала на ответственные должности, требующие хороших про­фессиональных знаний, а также для определения ква­лификации специалистов при решении вопросов о перемещении и росте кадров. Отличительная особен­ность этих тестов — их высокая специфичность, они разрабатываются для оценки конкретных профессио­нальных знаний, умений и имеют четко ограниченную область применения.

Для решения психодиагностической задачи опре­деления профессиональной компетентности специали­ста из наиболее распространенных форм тестов дос­тижений доступными являются письменные и устные тесты.

Одной из форм проведения устного экзамена яв­ляется диагностика компетентности специалиста по комплексным заданиям, требующим воспроизведения знаний и решения профессионально ориентированных задач. Оценка компетентности специалиста при ис­пользовании устных тестов осуществляется эксперта­ми (не менее 3 чел.) по пятибалльной шкале.

Ниже приведены фрагменты тестовых заданий для оценки экономической компетентности руководителя.

Задание 1

1. Перечислите основные источники формирования государственного бюджета.

2. Перечислите организационно-правовые формы предприятий.

3. Назовите основные регуляторы рыночной эконо­мики.

4. Перечислите исходные данные для расчета плано­вого размера средств на оплату труда сотрудни­ков.

5. Перечислите документы, которые необходимо раз­работать, чтобы ввести контрактную систему в организации.

Задание 2

1. Что такое акционерная организационно-правовая форма предприятия, закрытое, открытое акционер­ное общество?

2. Назовите основные структуры рыночной экономики.

3. Сформулируйте организационно-экономическую проблему, требующую решения.

4. Перечислите исходные данные для определения общей величины средств, используемых организа­цией на производственное и социальное развитие.

5. В каком документе и кем организации предостав­ляется право сдавать в аренду имущество, зани­маться коммерческой деятельностью? Письменные тесты достижений представляют со­бой задания, ситуации, вопросы, предъявляемые на бланках. От аттестуемого требуется выбрать один изнескольких вариантов ответов. Стандартизация этой формы диагностики компетентности максимально сни­жает субъективность экспертных оценок.


5327526630125287.html
5327578136275008.html
    PR.RU™