Каббалистические модальности

Глава 1 КАББАЛИСТИЧЕСКАЯ СЕМЬЯ, МОДАЛЬНОСТИ И ИХ МАРКЕРЫ

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

Каббалистическая семья

Каббалистический архетип представляет собой семью из семи архетипов, соответствующим тонким телам, или планам бытия: это Атманический, Буддхиальный, Каузальный, Ментальный, Астральный, Эфирный и Физический архетипы.

Каббалистические модальности

Атманическая модальность в первую очередь характеризуется понятием«тотальный», или его вариантами: всеобъемлющий, всеобщий, всеохватный и т. д. Атманические энергии наполняют всю жизнь человека целиком; и атманическая идея всеобща, всеохватна и нередко сверхценна — хотя бы на момент произнесения фразы:

— (пылко) Диана, ты для меня — всё! (атм)

— Я — поэт! и этим всё сказано. (атм)

— (убежденно) Ничто меня не остановит на моем пути! (атм)

Атманическая модальность по причине своей всеохватности всегда несколько абстрактна, и что конкретно имеет в виду протагонист, обычно не вполне ясно; но уточнять это — значит пытаться опустить его вниз, на буддхиальную, каузальную или ментальную плоскости, а потому профанировать:

— Я тебя люблю, как свою жизнь, Виринея! (атм)

— А женишься скоро? (кауз)

Атманический архетип задает высшую, абстрактную цель, в принципе (конкретно) недостижимую, отвлекаясь от ее конкретной разработки, аспектной или предметной — но имея в виду, что она способна заполнить все существование человека:

— Я сейчас живу одним — своим ребенком. (атм)

— Учение — свет, и другого света Богом не предусмотрено, сын мой. (атм)

Для атманической модальности характерен жанр лозунга, часто использующего абстрактные символы:

«Наша основная цель — всеобщее процветание».

«Человек рожден для того, чтобы служить Богу».

Характерным для атманической модальности является глобальный взгляд на жизнь человека, мир, Бога:

— Меня Господь хранит. (атм)

— Ты теперь моя — до самой смерти. (атм)

— Я — интеллигент по сути и от рождения. (атм)

«Эволюция Вселенной началась сразу после Большого Взрыва». (атм)

Универсальным объектом в жизни человека является его личность, «я», поэтому глобальные оценки личности часто имеют атманическую модальность:

— Я всегда собой недоволен. (атм)

— Я тебя уважаю, Демьян. (атм)

Представление человека в момент знакомства — атманическое действие, так как знакомящий предъявляет его целиком:

— Познакомься, мама, это Евтихий. (атм)

В подобной ситуации смягчить (и снизить) чисто атманическую энергетику помогает добавление атрибута:

— Познакомься, мама, это Евтихий — он мой друг. атм(буд)

— Познакомься, мама, это Евтихий, он нам споет под гитару. атм(кауз)

Для атманических трансляций характерно отсутствие (или минимальное количество) смысла в его обычном понимании, но большая скрытая энергия или потенциальный смысл, которые в принципе можно начать разворачивать:

— Я вам теперь (значительно) до смерти обязана, Пахом. (атм)

— Неужели ты моя навсегда, о Валенсия! (атм)

Буддхиальная модальностьсвойственна трансляциям, обозначающим длительные процессы или устойчивые обстоятельства, не меняющиеся на протяжении нескольких лет. Она характерна для описания человеком своих устойчивых ценностей, являющихся важными аспектами его жизни в целом — но не исчерпывающих ее, в отличие от атманической модальности:

— Я замужем, у меня трое детей. (буд)

— Мой сын учится в Новосибирском университете. (буд)

— Познакомься, Донат, это мой муж, Тигран. буд(атм)

— Тебе зачем жена, ты еще такой молодой, Домиан! (буд)

В буддхиальной модальности обычно звучат жизненные позиции протагониста, относящиеся к его этике или мировоззрению:

— Я, знаете, в долг не живу и другим не желаю, Варвара. (буд)

— Национальность — не главное, важнее — внутренняя культура человека, так я считаю. (буд)

— Извините, барышня, я с незнакомыми женщинами сам не знакомлюсь. (буд)

— Наша фирма высоко ценит своих постоянных клиентов. (буд)

В буддхиальной модальности обычно обозначаются длительные роли, в которых выступает протагонист или его партнер:

— Ты нашему ребенку мать или не мать, Дарья?! (буд)

— Отныне я твой руководитель, Лукреция! (буд)

Каузальная модальность характерна для трансляций, выражающих участие человека в событийном потоке или реализующих сам этот поток, то есть представляющих собой непосредственное действие:

— Немедленно вытри нос, Виля! (кауз)

(вынимает платок и вытирает) (кауз)

— Я предлагаю вам сегодня съездить на объект, Мартирий. (кауз)

— Я готов, Исидор Гермогенович. (кауз)

Для каузальной модальности характерны сиюминутность, спонтанность, акцент на состоянии «здесь и сейчас», отсутствие осмысления, с одной стороны, и прямой опоры на ценности и программы — с другой. Здесь слова играют роль «помощников» действия и ему сопутствуют, но их смысл относится к самому действию, а не к его осмыслению или обоснованию:

— (в автомобиле) Сержант, заглушите двигатель! (кауз)

— (очень громко) а-а-а-АААА!!! (кауз)

Для того чтобы отличить каузальные трансляции от ментальных, часто можно использовать такое правило: по поводу каузальной трансляции невозможно сказать, истинна она или ложна как суждение — это было бы бессмысленно. Типичный пример чисто каузальной трансляции — это конкретное указание, просьба или приказ, а также согласие или несогласие их выполнить, например:

— Машенька, вымой, пожалуйста, за собой посуду! (кауз)

— Нет! (кауз)

Другая особенность каузальных трансляций — они часто прямо связаны с физическим планом, то есть сопровождаются движениями физического тела или перемещениями окружающих предметов и объектов:

— Веня, ты можешь съесть один банан. (кауз)

(быстро хватает банан и начинает его чистить) Спасибо! (кауз)

— Привет, Шустрик! (протягивает руки навстречу собаке) (кауз)

— Привет, Евстафий! (лижет ладонь хозяину) (кауз)

— Я ушел! (выходит и плотно закрывает за собой дверь) (кауз)

Еще один признак каузальной модальности — она сопутствует актуально идущим в данный момент процессам, то есть тому, что занимает время человека:

— Чем ты сейчас занимаешься, Филимон?

— Жду обеда. (кауз)

В процессе коммуникации каузальная модальность очень важна, так как превращает для участников чистый обмен информацией в действие, то есть событие. В частности, обращение к партнеру (то есть слова или жесты, ему адресованные) само по себе есть каузальный акт, особенно если оно предполагает ответ того или иного рода — и этот ответ тоже сам по себе есть каузальный акт. Поэтому для устных диалогов каузальная модальность (или хотя бы субмодальность) — регулярное правило. Людей, его нарушающих, обычно считают невежами, невоспитанными, не умеющими общаться и т. д. В чем смысл этих упреков? Он очень прост: разговор между людьми — это в первую очередь хэппенинг (интересное событие), и для того, чтобы партнер это почувствовал, протагонист должен постараться; в частности, ему следует направить на партнера энергию своего внимания и применить невербальные выразительные средства (телодвижения, жесты, гримасы, особые интонации) — а иначе трансляции начинают звучать в ментальной модальности, и тогда, спрашивается, зачем было встречаться?

Типичная каузальная трансляция это тот или иной акт: акт знакомства, акт представления себя, акт сочувствия, акт доброты, прощения и т. д.; при этом слова, которыми оформляется этот акт, не так важны, как его прямой каузальный смысл, который партнер может выразить потом такими словами: «Он мне представился»; «он мне посочувствовал», «она меня простила» и т. д. Когда слова «акта» произносятся формально, без должной каузальной энергии, то они воспринимаются партнером как формальные, неудовлетворительные, лживые, лицемерные, равнодушные и т. п.:

— Ты меня простишь, Агния? (кауз)

(глядя в глаза, добрым голосом) Прощаю, отец. (кауз)

— Ты меня простишь, Агния? (кауз)

— (спокойно, равнодушно, глядя в сторону) Конечно, прощу, поскольку ты ни в чем не виноват передо мной. (мен)

Каузальная модальность означает вовлечение протагониста в событийный поток и проявление человека как бы «изнутри» этого потока, когда процесс осмысления и логического анализа еще не начался (и на данный момент это и не предполагается). Типичный пример — это репортаж о только что случившихся событиях, которые еще не «отпустили» протагониста:

— (с горящими глазами) Мама, там у нас во дворе пожарная машина приехала! (кауз)

— (рассказывая жене о рыбалке; с энтузиазмом) И тут я ее — аккуратненько так — подсекаю — и тащу на берег! (кауз)

На чисто каузальные обращения невозможен или неуместен (некомплементарен) вопрос: «Почему?», предполагающий спуск на ментальный план. Вот, например, адекватный каузальный диалог:

— (утром, просыпаясь) Ты представляешь, Анастасия, я только что видел во сне, как ты обнимала другого! (кауз)

— (нежно обнимая мужа) Прости меня, Вольдемар, я раскаиваюсь!

Однако совершенно ясно, что ментальный ответ жены:

— Интересно, почему ты стал видеть такие сны? (мен)

— вряд ли бы порадовал огорченного Вольдемара.

Характерные качества каузальной модальности — неожиданность, спонтанность и своевременность; лишившись их, трансляция теряет массу каузальной энергии. Просто войти в комнату с друзьями в удачный момент — сильный каузальный ход:

— А вот и я! (кауз)

Ментальная модальность предполагает отделение человека от «настоящей» реальности и последующий логический, аналитический, ассоциативный или символический ее анализ или обработку. Здесь типично обращение к специальному языку, терминам и т. п.:

— Мне представляется, что поведение любого человека, в том числе и твое сегодняшнее, Марта, должно быть угодно Богу — в противном случае мы могли бы усомниться в Его Всемогуществе. (мен)

— Я думаю, Домициан, что своей внешностью ты обязан больше отцу, нежели матери — так у голубки и коршуна могут родиться ласковые коршунята. (мен)

— Ваш стиль жизни, Виолетта, скорее подобал бы вдовому бригадному генералу в отставке. (мен)

Логические связки («поскольку», «если», «то», «следовательно») часто указывают на ментальную модальность (или субмодальность), так как логика в принципе свойственна лишь ментальным моделям, но не жизни как таковой (то есть каузальному плану и выше):

— Я вижу тебя, Доминик — следовательно, ты жив и даже хочешь со мной разговаривать. (мен)

— Почему я не хочу с тобой обсуждать твоих девушек, Филидор — да просто потому, что мало что в них понимаю, с твоей точки зрения; а с моей — как раз наоборот.

Следует заметить, что истинность или ложность трансляции никак не влияет на ее модальность: ложное утверждение является ментальным ничуть не меньше, чем истинное:

— Земля круглая — значит, мы с тобой обязательно встретимся, Лукиан. (мен)

— Поскольку Земля вращается вокруг Солнца, зима неизбежно сменяется весной и летом. (мен)

В ментальной модальности часто идет отдаленный рассказ о событиях, сопровождающийся их анализом и комментированием с той или иной точки зрения:

— Поскольку был я тогда еще мал и необразован, то подумал, что сойдет мне с рук это безобразие, и нисколько его не устыдился. (мен)

— Ну и, конечно, покатился я прямым ходом от Люсечки к Настеньке — эдаким колобком, что до лисы никак не добежит... Добежал, нашел-таки свою лисичку в конце концов. (мен)

В ментальной модальности идут всевозможные оценки, сравнения и прочие аналитические процессы:

«Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову». (мен) (И. Ильф и Е. Петров, «12 стульев»)

«Небывалых надоев с коровы-рекордистки Сардины добилась доярка Домна — 6 тонн молока за сезон это впечатляющий результат для сурового Нечерноземья». (мен)

— Что ты, Порфирий, скачешь по миру, как заяц — мужчина должен быть солиднее, тем более ближе к тридцати, я так считаю. (мен)

— Мне кажется, ты взволнована, Беатриса. (мен)

— Опасаюсь я этих грибочков, пусть даже маринованных — боюсь, как бы чего мой желудок с ними не выкинул. (мен)

Для ментальной модальности характерно использование специальной терминологии и абстрактных символов, отделяющих объект рассмотрения от непосредственного восприятия человека:

«Введение католической церковью индульгенций окончательно превратило ее в из духовной организации в коммерческую». (мен)

«Возникновение и гипертрофированный рост рынка вторичных ценных бумаг — явный признак упадка современной капиталистической формации». (мен)

— Надо мной был совершен акт насилия. (мен)

Однако не следует думать, что все символы обязательно ментальны: существуют символы на всех планах: атманические, буддхиальные и т. д., вплоть до физических. Символы, присущие ментальной модальности, отличаются тем, что они склонны организовываться в сложные символические системы и образовывать языки с развитым синтаксисом, то есть правилами их сочетания и взаимодействия друг с другом. (Наоборот, атманические символы неохотно сочетаются друг с другом, предпочитая существовать в одиночестве.)

Астральная модальность свойственна трансляциям, акцентирующим те или иные чувства или эмоции человека. Конечно, в любой трансляции (даже бессловесной) есть какой-то смысл, но в случае астральной модальности он по своей значимости существенно уступает транслируемой протагонистом эмоциональной энергии:

— (при неожиданной встрече) Сильвио, это ты?! (аст)

— (радостно) Клавдия! (аст)

Для астральной модальности в первую очередь характерны невербальные выразительные средства: мимика, жесты, «ахи» и «охи», которые в письменной речи передаются междометиями и восклицательными знаками:

— Ты меня любишь, Анастасия?

— ?!! (аст)

— Поздравляю тебя, моя родная! (вручает пышный букет роз)

— (в восхищении) Ах! (аст)

Таким образом, астральная трансляция практически лишена ментального содержания — или оно номинально присутствует в трансляции, но фактически никакой информации не несет; типичный пример — повторение своих же слов или слов партнера, или утверждение очевидной истины или обстоятельства:

— (значительно) Мама, сегодня к нам придет Евтихий. (кауз)

— (равнодушно) Это кто? (мен)

— (восторженно) Сам Евтихий, мама! (аст)

— (гневно) Еще раз могу повторить: замуж не хочу! (аст)

— (спокойно) Насколько я помню свою жизнь, я ни разу в зоопарке не был. (мен) (взволнованно) Представляешь: НИКОГДА! (аст)

Не следует думать, что слова, обозначающие эмоции (радость, гнев, любовь и т. д.) непременно придают трансляции астральную модальность — нередко такие трансляции имеют иную модальность, а астральной оказывается лишь субмодальность. Дело в том, что сам по себе процесс описания чувств словами переводит их ментальную модальность:

— (спокойно, рассудительно) Ты меня сегодня разозлил. мен(аст)

— Я вас люблю, Матильда, и в глубоком волнении прошу вашей руки. буд(аст)

Непосредственно же проявление эмоций обычно не связано с использованием их названий, а в тексте пьес они ставятся в скобках перед репликами действующих лиц:

— (в гневе ) Ну, ты гад, Порфирий! (аст)

— (обиженно смотрит) ?! (аст)

— (издевательски) Ха-ха-ха! (аст)

— (шутливо) Убью, Гервасий, так что своих не узнаешь! (аст)

Для астральной модальности вообще довольно характерно использование слов и текстов, которые протагонист «не имеет в виду», то есть использует слова и выражения не ради их непосредственного смысла, а с целью нагрузить их эмоцией, ради которой и звучит трансляция; особенно это характерно для ругательств:

— (угрожающе) Не будешь меня слушаться — тут же подаю на развод! (аст)

— (гневно) Еще поймаю — на месте выдеру как сидорову козу! (аст)

— Гадина ползучая! Змея холоднокровная! Чертова дочка! Только подойди — в рожу плюну! (аст)

Эфирная модальность связана с переживанием человеком своего тела или с «телесным» восприятием им окружающего мира; эта модальность называется иногда кинестетической. Трансляции, акцентирующие переживания человека в связи с едой, усталостью, или избытком жизненных сил, а также его тактильные или иные телесные ощущения, имеют эфирную модальность; тонкость, как и в случае астральной модальности, заключается в том, что будучи описанными словами, эфирные переживания или намерения часто приобретают иную, например, каузальную или ментальную модальность, а эфирной становится лишь субмодальность:

— Хотите отдохнуть, Святослав Казимирович?

— Ммм... (устраивается в кресле поудобнее и закрывает глаза) (эф)

— (потягивается и выразительно зевает) (эф)

— (обнимает себя руками и дрожит всем телом, показывая, что очень замерзла) (эф)

— (протягивает руки навстречу с явным намерением обнять) Иди ко мне, Марфа! кауз(эф)

— Почему вы больше ничего не хотите, Добрыня?

— Потому что очень всё у вас сытно. (поглаживает себя по животу, прикрывает глаза) мен(эф)

Для того, чтобы эфирные переживания в трансляции получили эфирную модальность, а не субмодальность, надо, что называется, постараться, то есть сопроводить свою трансляцию выразительным телесно-чувственным проявлением (потягивание, зевание, медленное движение), а иначе эфирной станет субмодальность — но таковы, кстати, правила приличия, запрещающие использование низших каббалистических модальностей (эфирной и физической) в социальных ситуациях, за исключением строго оговоренных ритуальных моментов. Например, обнять чужую жену можно лишь при встрече и прощании (да и то лишь на правах старого друга) или во время танца.

— Ты почему такой скучный, Еремей?

— (отчаянно зевая) У-у-ста...ал! (эф)

— Ты от меня так далеко сегодня, Донат.

— (как бы утешая) Ну, ну. (ласково гладит жену по руке). (эф)

— (схватившись за живот и побледнев лицом, тихим, сдавленным голосом) Меня тошнит. (эф)

Символом эфирного тела в социуме служит одежда, поэтому прикосновения к одежде (своей и чужой) часто имеют символически-эфирную модальность или субмодальность:

— (привлекая внимание партнерши, трогает ее за рукав блузки) Манефа! кауз(эф)

— (отдуваясь) Жарко! (расстегивает воротничок) (эф)

— (самодовольно) Я свою жену хорошо одеваю. буд(эф)

Сексуальные, пищевые и банные переживания в основном эфирны (по крайней мере, в современной культуре):

— У меня теперь есть такая Анечка... (причмокивает) сладкая-сладкая! (эф)

— Ну ты мне задал жару, Петроний — как веником по бокам! кауз(эф)

Физическая модальность связана с акцентуацией физического тела (своего или партнера) или окружающего физического пространства как такового:

— Мама, посмотри, какая у меня чистая шея и уши! (показывает) (физ)

— А вот этого ты не ждешь? (подносит фигу близко к лицу партнера) (физ)

— Стой! (преграждает путь партнеру собственным телом) (физ)

— Вот тебе! (шлепает ребенка по попке) (физ)

(разбивает тарелку об пол в знак протеста) (физ)

— Ты ответишь мне что-нибудь, Вилен?

(молча громко размешивает сахар в стакане с чаем) (физ)

— (берет ребенка за ухо и выводит из комнаты) (физ)

— И что ты скажешь теперь, Дементий?

— (бьет кулаком по подлокотнику кресла) (физ)

Молчаливые жены, больше занимающиеся домашним хозяйством, чем ненужными разговорами, часто пользуются, к удовлетворению своих мужей, физической модальностью:

— Эльвира, что там у нас на полдник?

— Вот. (вкатывает в комнату столик с едой) (физ)

— Спасибо, дорогая, за прекрасный обед.

(молча кивает, встает и начинает мыть посуду) (физ)

— (вкрадчиво) Люсенька, мы будем сегодня любить друг друга?

(молча быстро раздевается и подходит вплотную) (физ)

Тело, как бы лишенное ощущений ввиду ритуальности производимого им действия, тоже апеллирует к физической модальности или субмодальности:

— Здравствуй, Жорж! (протягивает руку для рукопожатия)

(молча пожимает руку протагониста) (физ)

— Молодец, сын! (поощрительно формально гладит ребенка по голове)


5330122963639379.html
5330176808198835.html
    PR.RU™