Типы заголовков и функции заголовков

Заголовки, бытующие в современ­ной прессе, могут быть разделены на типы по разным основаниям. Подоб­ное деление помогает более осмыс­ленно «работать» с заголовками, осо­бенно начинающим журналистам. Так, например, можно условно разделить заголовки на типы, исходя из такого основания, как степень их сложности. В этом плане существует три основ­ных типа заголовков.

«Простой» заголовок

Он, как правило, состоит из одного предложения, включающего в себя ка­кую-то законченную мысль. Он может быть по характеру не только утверди­тельным, но и вопросительным. При­мер заголовка такого типа содержит следующий текст («Время новостей», 6 июля 2003 г.):

Суд над Лазаренко отложен

Начало судебного процесса в Сан-Франциско над экс-премьером Украи­ны Павлом Лазаренко, запланирован­ное на 18 августа, перенесено на 14 октября, сообщила ИНТЕРФАКСУ адвокат Лазаренко Марина Долгополая. Она уточнила, что «вероятно, было несколько причин для приня­тия судьей такого решения», но для нее «абсолютно очевидно, что су­дебное заседание невозможно 18 ав­густа, так как еще не допрошены все свидетели на Украине».

Как видим, в данном заголовке за­фиксирован лишь один аспект взаи­модействия одного из граждан с пра­восудием — перенос намеченного ра­нее срока судебного заседания. Он не указывает на какие-то иные аспекты этого процесса, например, не называет причины принятого решения, хотя речь о них в заметке тоже идет.

Простые заголовки, как правило, открывают небольшие по объему со­общения о каких-то дискретных со­бытиях, представляющих собой один «шаг« в развитии действительности. Именно суть этого «шага» и фиксиру­ется в «простом» заголовке.

«Усложненный» заголовок

Подобные заголовки отличаются от «простых» тем, что «формируют­ся» из нескольких самостоятельных, логически завершенных частей, пред­ставляющих некую законченную мысль, утверждение или отдельный вопрос, важные для понимания сути данного материала. Заголовок такого типа венчает, например, текст, опуб­ликованный в «Новой газете» (17 — 20 июля 2003 г.):

Ну, нет в кранах воды! Житель Саратова выиграл судебное дело против ДЕЗа.

В неравный бой с поставщиками коммунальных услуг вступил жи­тель Саратова Лев Вольфман. Он выиграл судебное дело против район­ного ДЕЗа и получил компенсацию за моральный ущерб. Много лет в квар­тире Вольфмана периодически от­ключали холодную воду. Когда в апре­ле она исчезла окончательно, терпе­ние жильца иссякло, и он подал иск в районный суд о защите прав потре­бителей, требуя обязать ДЕЗ вы­полнять условия договора жилищно­го найма. Свой моральный ущерб он оценил в 100 тысяч рублей.

Разбирательство длилось два ме­сяца, 20 июля суд признал правоту истца. Свидетели и адвокат Вольфману не понадобились: у него скопи­лась пачка бумаг ДЕЗа, сообщающих об отсутствии воды. На суде они стали главным доказательством.

...Сейчас в квартире Льва Вольф­мана опять нет воды, правда, уже горячей. Нагревательный котел стоит как раз 3 тысячи рублей. Осенью саратовец собирается пода­вать новый иск. Е.Р.».

В данном случае мы имеем дело с заголовком, состоящим из двух само­стоятельных частей. Чем это оправ­дано? Прежде всего тем, что автор решил поставить акцент на двух сто­ронах описываемой ситуации.

«Заголовочный комплекс»

Как известно, журналистские тек­сты очень разнообразны. Они отлича­ются друг о друга не только по темати­ке, но и по способу отображения дей­ствительности, жанровым характери­стикам, сложности содержания. Есте­ственно, что это не может не находить своего отражения в заголовках к раз­ного рода текстам. В настоящее время при подготовке более-менее сложных материалов журналисты достаточно охотно используют так называемые «заголовочные комплексы». В их со­став входят основной заголовок и под­заголовки (дополнительные заголов­ки) самой разной сложности и назна­чения. Посмотрим, как этот комплекс развернут в публикации Леси Орловой в «Новой газете» (№ 51, 2003 г.). Ос­новной заголовок называется «Бегу­щий от себя». Вслед за ним идет пер­вый (наиболее важный), состоящий из двух частей, подзаголовок: «Идет борьба за признание нашего героя сумасшедшим. Гамлет или Идиот — вот в чем вопрос».

Далее автор излагает жизненную историю, суть которой заключается в том, что некий преуспевающий юрист вдруг разочаровался в той жизни, ко­торую он вел, в бесконечной погоне за деньгами, славой, личным преуспе­ванием и решил круто изменить свой путь — уехать в какую-нибудь глухую деревню и жить там наедине с приро­дой. Такое решение было встречено его друзьями и особенно женой с пол­ным непониманием.

Остальная часть текста разбита на три подраздела, в каждом из которых обсуждается какой-то один аспект из­лагаемой истории. И каждый подраз­дел начинается своим подзаголовком.

Заголовки можно разделить на ти­пы и по иным основаниям, например по цели эмоционального воздействия на аудиторию. По нашим на­блюдениям, в практике, например, «желтой прессы» сложились устойчи­вые типы заголовков в зависимости от цели, которую они преследуют. Ус­ловно их можно обозначить так:

«интригующие»: «Зачем в ГИБДД спаивают пингвинов?» («Ком­сомольская правда», № 82, 2003 г.);

«страшные» — «Учитель — убий­ца» («Комсомольская правда», № 83, 2003 г.);

«сногсшибательные»: «Слепые от рождения будут видеть. Но только 30 минут в году» («Мегаполис-Экс­пресс», № 51, 1999 г.);

«скандаль­ные»: «Композитор Ханок укусил Пугачеву» («Мегаполис-Экспресс», № 47, 1999 г.);

«интимные»: «Б. Щербаков пытался затащить в стог сена Н. Шацкую» («Экспресс га­зета», № 36, 2001 г.) и т.д.

Таким образом заголовки условно можно разделить так:

Степени сложности (структура)

- Простой- Усложненный- Заголовочный комплексПо цели эмоционального воздействия на аудиторию- «интригующие»- «страшные»- «сногсшибательные»- «скандаль­ные»- «интимные»

Заголовки:

1. Организуют, направляют и облегчают чтение:

— прерывая текст, они заставляют читателя невольно остановиться перед тем, как приступить к чтению нового подраздела, и благодаря этому подталкивают к тому, чтобы осмыслить прочитанное, представляющее собой относительно законченное целое; — предупреждая во многих случаях о теме последующего текста, они подготовляют читателя к его восприятию; — членя текст, они, с одной стороны, помогают прерывать чтение на графически фиксированном месте и позволяют читать книгу осмысленными порциями, а с другой – создают благоприятные условия для чтения выборочного, когда читателю нужны в книге материалы только на одну или несколько ее подтем.

2. Углубляют понимание произведения, т к наглядно раскрывают его строение, соотносительное значение заголовков и их подразделов, место каждого в общей структуре произведения.

3. Усиливают справочную функцию книги, облегчая и упрощая поиск частей произведения или издания


5334721288681326.html
5334776339477868.html
    PR.RU™