Установить соответствие между типами мировоззренческих систем и их сущностью

4. Космоцентризм базируется на понятии…

5. Теоцентризм базируется на понятии…

6. Антропоцентризм базируется на понятии…

а) Бог;

б) человек;

в) космос.

4. Личностью не является…

а) инвалид;

б) новорождённый ребёнок;

в) человек без образования;

г) пенсионер.

5. Законы науки делятся на два основных класса…

а) рациональные и иррациональные;

б) физические и экологические;

в) общие и частные;

г) эмпирические и теоретические.

6. Способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями – это…

а) настроение;

б) долг;

в) привычка;

г) свобода.

7. Основным принципом философской мысли Средних веков был…

а) антропоцентризм;

б) космоцентризм;

в) европоцентризм;

г) теоцентризм.

8. Назовите основные элементы мироощущения:

а) знания, взгляды;

б) чувства, ценности;

в) убеждения, идеалы.

9. Какое направление эпохи Возрождения утверждало: «Не уход от мира и мирских забот, а достижение истинного блаженства, земного совершенства – предназначение доли человека»?

а) натурфилософия;

б) идеология реформации;

в) гуманизм.

10. К характерным чертам западной культуры не относится…

а) прагматизм;

б) созерцательность;

в) индивидуализм;

г) ориентация на науку.

Вариант 2

1. Этика – это наука о…

а) развитии человечества;

б) о морали;

в) бытии;

г) жизни.

2. В основе теории З. Фрейда лежит принцип…

а) удовольствия;

б) историзма;

в) накопительства;

г) производительности.

3. Философы, отстаивавшие идею особого исторического и духовного пути России – это…

а) славянофилы;

б) западники;

в) марксисты;

г) сциентисты.

4. Сегодня к культуре стали относить всё то, что создано…

а) человеком;

б) Богом;

в) наукой;

г) природой.

5. Основными элементами социальной структуры общества являются…

а) народные традиции;

б) национальные общности;

в) этические системы.

6. Основным постулатом сенсуализма является следующий…

а) чувства никогда не участвуют в процессе познания;

б) нет ничего в уме, чего не было прежде в чувствах;

в) познание не рационально;

г) рационализм лежит в основе всего.

7. Центральной проблемой философии Нового времени является…

а) духовный мир человека;

б) отношение человека к Богу;

в) познание человеческого мира;

г) логический анализ языка науки.

8. Определите основные черты философского мировоззрения:

а) эмоциональность, символизм;

б) опора на разум, сомнение, универсализм;

в) догматизм, опора на авторитет.

9. Сопоставить исторический тип мировоззрения и его особенности:

4. Мифология

5. Религия

6. Философия

а) опора на разум знания, сомнения;

б) эмоциональность, символизм, космизм;

в) вера в сверхъестественное начало бытия.

10. Какой теории познания придерживались французские материалисты, утверждая: «Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе»?

а) рационализм;

б) сенсуализм;

в) агностицизм.

Вариант 3

1. Предметом изучения философии является…

а) божественное откровение;

б) всеобщее в системе «мир – человек»;

в) физическая реальность;

г) художественная реальность.

2. Эволюционная концепция возникновения человека предложена…

а) З. Фрейдом;

б) Ч. Дарвином;

в) Августином Аврелием;

г) Ф. Энгельсом.

3. Теория, которая сформировалась как представление об органическом единстве всего мира и его теснейшей связи со Вселенной – это…

а) меркантилизм;

б) эмпиризм;

в) космизм;

г) идеализм.

4. К философско-этическому пониманию свободы относится…

а) анархия;

б) вседозволенность;

в) возможность выбора;

г) произвол.

5. Глобальные проблемы современности являются…

а) проблемами отдельных народов;

б) комплексными и всеобъемлющими;

в) экономическими проблемами;

г) проблемами отдельных государств.

6. Обобщение накопленных конкретными науками знаний в целостную картину мира реализует _________ функция философии…

а) интегрирующая;

б) эвристическая;

в) гуманистическая;

г) методологическая.

7. Ключевой проблемой русской философии в XIX веке является поиск…

а) законов диалектики;

б) направлений научного прогресса;

в) путей развития России;

г) методов познания.

8. К какому понятию можно отнести следующее определение: «Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности»?

а) миропонимание;

б) мироощущение;

в) мировоззрение.

9. Что изучает гносеология?

а) вопросы бытия;

б) вопросы смысла жизни;

в) вопросы познания.

10. Что с точки зрения философии марксизма определяет общественное развитие?

а) общественное сознание;

б) общественное бытие;

в) естественные законы природы.

Вариант 4

1. Учение о бытии – это…

а) гносеология;

б) онтология;

в) логика;

г) аксиология.

2. В чём сущность «категорической императивы» И. Канта?

а) каждый индивид должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать правилом поведения для всех;

б) свобода – это осознанная необходимость;

в) себялюбие, находящее удовлетворение в любви.

3. Философы, полагающие, что Бог не имеет никакого отношения к возникновению жизни – это…

а) томисты;

б) атеисты;

в) софисты;

г) теологи.

4. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является…

а) искусство;

б) культура;

в) наука;

г) экономика.

5. Биологизаторские концепции объясняют природу и поведение человека влиянием…

а) общества;

б) инстинктов;

в) образования;

г) культуры.

6. Умерщвление плоти ради искупления грехов определяется как смысл жизни концепцией…

а) аскетизма;

б) гедонизма;

в) эвдемонизма;

г) прагматизма.

7. В чём выражен рационализм эпохи Просвещения?

а) разум человека – единственный источник познания мира;

б) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможно лишь путём просвещения;

в) вера в безграничные возможности человека.

8. Какой исторический тип мировоззрения пытается объяснить мир на основе разума и знаний?

а) онтология;

б) философия;

в) религия.

9. Философское учение о ценностях:

а) аксиология;

б) праксиология;

в) онтология.

10. К характерным чертам западной культуры не относится…

а) прагматизм;

б) созерцательность;

в) индивидуализм;

г) ориентация на науку.

Вариант 5

1. Наука, изучающая наиболее общие вопросы развития природы, общества и познания:

а) социология;

б) история;

в) философия.

2. Какое философское направление объединяет имена: Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Бердяева?

а) философия жизни;

б) прагматизм;

в) экзистенциализм.

3. Философское направление, в соответствии с которым «познание невозможно, истина недостижима», называется…

а) агностицизмом;

б) рационализмом;

в) атеизмом;

г) эмпиризмом.

4. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех форм взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга»?

а) цивилизация;

б) общество;

в) культура.

5. Отличительная черта философии эпохи Возрождения?

а) космизм;

б) теоцентризм;

в) антропоцентризм.

6. Утверждение, что ощущения являются единственным источником познания, характерно для…

а) рационализма;

б) сенсуализма;

в) агностицизма;

г) иррационализма.

7. Главные проблемы философии Нового времени:

а) проблемы познания и бытия;

б) проблемы утверждения самоценности человеческой жизни;

в) проблемы религии.

8. Натурфилософия – это…

а) философия природы;

б) философия, в центре которой стоит человек;

в) философия бытия.

9. Что рассказывает догма Божественного откровения?

а) «верить – чтобы понимать»;

б) «понимать – чтобы верить»;

в) «человек свободен в выборе добра и зла».

10. Какой теории познания придерживались французские материалисты, утверждая: «Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе»?

а) рационализм;

б) сенсуализм;

в) агностицизм.

Вариант 6

1. Одна из основных мировоззренческих функций философии – это функция…

а) гуманистическая;

б) академическая;

в) религиозная;

г) фетишистская.

2. В каком веке возникло христианство?

а) I в. до н.э.;

б) I в. н.э.;

в) IV в. н.э.

3. Какое направление философии утверждало: «Убеждён в том, что созданный Богом мир прекрасен и ценён до самой незначительной детали, т. к. в каждой мельчайшей его частице присутствует дыхание творца»?

а) пантеизм;

б) гуманизм;

в) деизм.

4. Что изучает онтология?

а) вопросы смысла жизни;

б) проблемы бытия;

в) проблемы познания.

5. Как называется теория XVII в., утверждающая равенство, свободу людей как врождённое правило?

а) утопический социализм;

б) теория естественного права;

в) теория общественного договора.

6. Определите философскую проблему, выраженную в следующей цитате: «ответить на вопрос – стоит ли жизнь того чтобы быть прожитой, - значит ответить на основной вопрос философии»:

а) онтология;

б) праксиология;

в) аксиология.

7. Какие качества в эпоху Возрождения составляли идеал человека?

а) религиозность и смирение;

б) благотворительность и доброта;

в) знания и творчество.

8. К какому понятию можно отнести данное определение: «Эмоциональное воспитание действительности»?

а) миропонимание;

б) мироощущение;

в) мировоззрение.

9. Назовите главную особенность средневековой философии:

а) космизм;

б) теоцентризм;

в) антропоцентризм.

10. Что с точки зрения философии марксизма определяет общественное развитие?

а) общественное сознание;

б) общественное бытие;

в) естественные законы природы.


Список используемой литературы

Основные источники:

1. Губин, В.Д. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. – 288 с. – ( Профессиональное образование) (ГРИФ).

2. Губин, В.Д. Философская антропология: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: ФОРУМ, 2008. – 400 с. (ГРИФ).

3. Хрусталев, Ю.М. Философия: учебник [Текст]. / Ю.М. Хрусталев. – 352 с. (Рекомендовано УМО).

4. Волкогонова, О.Д. Основы философии: учебник [Текст] // Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. – 480с. (ГРИФ).

5. Антюнин, С.С. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / С.С. Антюнин. – М.: ИЦ РИОР и др., 2010. – 411 с. (ГРИФ).

6. Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / А.А. Сычев – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. – 368 с. (ГРИФ).

7. Горелов, А.А. Основы философии: учебное пособие [Текст]. - Допущено Минобразованием России. - 8-е изд., стер. 256 с.

8. Зотов, А.Ф. Современная Западная философия: учеб. пособие [Текст] – М.: Проспект, 2010. – 608 с.

9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2009. – 735 с. (Рек. Мин. обр.).

10. Мареева, Е.В., Философия науки: учебное пособие [Текст] / С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. - М.: Инфра-М, 2010. – 333 с.

11. Балашов, Л. Е. Философия: учебник [Текст] / Л.Е. Балашов. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2009. – 664 с.

12. Гриненко, Г.В. История философии: учебник [Текст] / Г.В. Гриненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издат, 2009. – 689 с.

13. Канке, В.А. Основы философских знаний: учебник для ссузов [Текст] / В.А. Канке. – М.: Логос. – 2009. – 288 с.

14. Маслин, М.А. История русской философии: учебник [Текст] / М.А. Маслина. - 2-е изд. - М.: КДУ, 2008. - 640 с.

15. Никифоров, А.Л.Никифоров А.Л. Философия и история науки [Текст] / А.Л. Никифоров. - М.: Идея-Пресс, 2008. -176 с.

16. Губин, В.Д. Основы философии: учебное пособие для сред. проф. образования [Текст] / В. Д. Губин. – 2-е изд.– М : ИНФРА-М, 2007.– 288 с.

17. Обзор ресурсов по философии в российском Интернете, виртуальная библиотека. URL: http://www.uchcom.botik.ru/ philosophy/.../ obzor.shtml.

18. Портал "Философия в России". URL: http://www.philosophy.ru.

19. Интернет каталог философских ресурсов, касающийся вопросов, ответов, структур, направлений, философских журналов и т.д. по философии. URL: http://www.filosofi.su.

20. Библиотека философии. URL: http://www.lib.pomorsu.ru/elib/ text/phil_tr.htm.

Дополнительные источники:

1. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Ильин В.В., Машенцев А.В. – СПб.: Питер, 2007. – 304с.

2. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, филос. Факультет; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой: - М.: Проспект, 2008. – 336 с.

3. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие для вузов [Текст] / сост. Н.И. Фокина – М.: Проспект, 2008. – 539 с.

4. Светлов, В.А. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Светлов. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

5. Орлов, С.В. История философии. Краткий курс [Текст] / С.В. Орлов, - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.


5335849729990980.html
5335880703381968.html
    PR.RU™